Remark ru

Как работать пиарщику в эпоху культуры отмены

Культура отмены, отголоски которой ещё несколько лет назад доносили до нас только мировые медиа, стала реальностью в Казахстане. С её проявлениями сталкиваются бренды, медийные лица и, конечно, пиар-специалисты. Как работать в это нелегкое время? Делимся некоторыми подходами, которые мы используем в Remark.

Нашумевшее апрельское интервью актёра Шарипа Серика известному блогеру и пиарщику Алишеру Еликбаеву вызвало немало гнева в соцсетях. Некоторые пользователи посчитали, что Еликбаев записал интервью, чтобы оправдать Шарипа, ранее осужденного за абьюз, а не просто чтобы "поговорить обо всем", как пишет сам Еликбаев. Как бы то ни было, вслед за "отмененным" Шарипом интервьюера достаточно ощутимо захейтили. О том, почему это произошло, мы рассказали на своей странице в Инстаграм. Кстати, не забудьте также прочитать наш разбор по еще одному кейсу в рамках культуры отмены - протестной акции клиентов сети супермаркетов Magnum.

Движемся дальше.

Итак, наши подходы для избежания проявления культуры отмены строятся на нескольких основных принципах. И вот шесть из них.

1. Культура отмены не прощает неподготовленности, поэтому работаем на опережение.

Это значит:

  • регулярно проводить репутационные аудиты клиента;
  • следить за фоном в медиа и соцсетях, быть в курсе контекста происходящих в стране событий;
  • определить круг конфликтно-чувствительных тем;
  • оценивать риски еще до запуска любого проекта или публичного заявления.

2. Демонстрация искренности и прозрачности. Общество всё чаще оценивает не только продукт или услуги, но и ценности. Поэтому наша задача - сделать имидж клиента этически устойчивым. Поддерживать сомнительные инициативы в ущерб репутации в надежде на будущую реабилитацию и самоуспокоение про "кризис живёт три дня" — лучше не стоит.

3. Лица бренда - прежде всего.
Пока бренд или персона остаются обезличенными, аудитория доверяет с трудом, а отсутствие доверия часто оборачивается агрессией. Но стоит показать, что клиент — живой человек, способный к саморефлексии, изменениям, сочувствию, как аудитория проявляет толерантность. Ошибки можно простить, а ложь и равнодушие - вряд ли.

4. Стратегия кризисных коммуникаций обязательна.
Каждый клиент должен иметь:
  • четкий план действий на случай скандала;
  • шаблоны оперативных заявлений;
  • подготовленных спикеров;
  • список лояльных каналов для быстрой реакции.

5. Признание ошибок. Если кризис случился, не стоит уходить в жесткую оборону.
Гораздо эффективнее:
  • признать ошибку;
  • объяснить позицию;
  • обозначить, что будет сделано иначе;
  • показать, чему клиент научился.

Пойти на эти шаги без необходимой подготовки и поддержки, безусловно страшновато. Но если вы за профессиональное управление репутацией, стоит учиться применять такие инструменты. Иногда кризис укрепляет репутацию. Главное - правильно применять инструментарий и коммуницировать с аудиторией.

6. Репутация пиарщика важна не меньше, чем репутация клиента. В эпоху культуры отмены пиарщик сам становится публичной фигурой, поэтому любой его комментарий, лайк, коллаборация могут стать частью его репутационного досье. Поэтому важно помнить об этом.

В PR сегодня следует не забывать о двух важных компонентах: «где и как рассказать» о продукте или услуге и «ЧТО мы транслируем и ЗАЧЕМ». Cancel culture не уйдёт, как бы некоторые коммуникационщики ни пытались обесценивать ее влияние. Мы же склонны считать феномен культуры отмены ещё одним поводом для взращивания нашей зрелости и зрелости наших клиентов. Для Remark важно быть честными, осознанными и уважать тех, ради кого мы работаем.

Нужна консультация? Свяжитесь с нашей командой. Мы поможем управлять репутацией даже в самых сложных ситуациях.

Записаться на консультацию.